Если взрослого мыша взять и, бережно держа, напихать в него иголок Вы получите ежа. Если этого ежа, нос заткнув, чтоб не дышал, Где поглубже, бросить в речку Вы получите ерша. Если этого ерша, головой в тисках зажав, посильней тянуть за хвост Вы получите ужа. Если этого ужа, приготовив два ножа... Впрочем, он наверно сдохнет: Hо идея хороша!

АвторСообщение
von Echenbach
постоянный участник




Сообщение: 1016
Зарегистрирован: 22.03.10
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.12 10:13. Заголовок: Захватить Англию (продолжение)


Захватить Англию - или форсировать Ла-Манш.
Рассматриваем различные проекты кораблей (АИ скорее), предназначенных для этой цели.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]


von Echenbach
постоянный участник




Сообщение: 1275
Зарегистрирован: 22.03.10
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.03.13 23:17. Заголовок: А в это время шла ос..


А в это время шла осада Гибралтара и война в американских колониях. Большую популярность приобрел маркиз Лафайет. Некоторые штабные офицеры флота Франции старались обратить внимание начальников на необходимость технического прогресса.

Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 356
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.03.13 07:47. Заголовок: Наполеон был счастл..


Наполеон был счастлив подняться на борт Монмута, увидеть знакомые лица, и сняв шляпу, отдать честь второму лейтенанту .
- Добро пожаловать на борт, мистер Бонапарт, - сказал Кеньон.
По прибытии из Англии , 74-пушечный Султан и 64-пушечный Магнаним имели ограниченную боеспособность из-за цинги, бушевавшей среди экипажей. Эскадра была занята ремон том, ранеными и пленными , но уже 4 марта 1782 года Хьюз , снова вышел в море и 12 марта вернулся в Мадрас .
Из письма шефа д'эскадр Сюффрена морскому министру де Кастри.
«… Ни в коем случае нельзя даже ненадолго оставлять Восточное побережье, Как мне стало известно, Хьюз получил недавно в подкрепление два линейных корабля Султан» и Магнаним. Но все равно, у нас примерное равенство сил. Эскадра не уйдет зимовать на Иль-де-Франс. Я обещал это навабу, и сдержу слово.... Необходимость занятия Тринкомале и Негапатама, а может быть и всего Цейлона должно заставить нас желать генерального сражения»
Из письма шефа д'эскадр Сюффрена графине де Сейян:
«Милый друг. Я вновь в море. Рад буду вскоре сообщить тебе добрые вести, но для этого нужно отыскать англичан, вновь сразиться с ними. В эскадре двенадцать линейных кораблей, и я веду операции у побережья протяженностью свыше полутора тысяч лье…»
23-го марта Сюффрен из Порто-Ново ведет эскадру к Цейлону. В конце марта Хьюз снова выходит в море с войсками и военными снаряжением для гарнизона Тринкомали . 8-го апреля с английских кораблей увидели на северо-востоке эскадру Сюффрена, тоже идущую к югу. При слабых северных ветрах Хьюз остается на прежнем курсе в этот и два следующих дня. К вечеру 11-го открылся берег Цейлона в пятидесяти милях к северу от порта Тринкомали, а на утро 12-го апреля с кораблей опять увидели на северо-востоке идущую под всеми парусами французскую эскадру.
В этот день британцы под командованием Джорджа Роднея одержали решительную победу у островов Всех Святых в Вест-Индии над флотом вице-адмирала де Грасса, готовящего вторжение на Ямайку. Родней используя заход ветра и разрывы в строю противника , прорвал французских линию в двух местах и отрезав арьергард, захватил четыре сильно поврежденных корабля. Сэмьюэль Худ на Барфлере , при поддержке нескольких кораблей , атаковал флагман адмирала де Грасса. 110- пушечный Вилль де Пари и взял его. На требование же Худа продолжить преследование, Родней, к тому времени пожилой и больной человек ответил
- Хватит, мы и так неплохо поработали.
После сражения у Всех Святых французский флот в Атлантике уже не помышлял о захвате инициативы.




Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 357
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.03.13 11:56. Заголовок: Как только стало ясн..


Как только стало ясно то, что несколько британских кораблей не в состоянии уйти от преследования противника, та же причина побудила к сражению и де Грасса, Хьюз решает принять бой. В девять часов утра он выстраивает боевую линию с интервалом в два кабельтова , курсом на запад в сторону Цейлона. Сюффрен , находившийся на расстоянии шести миль и занимавший наветренное положение, формирует свою линию, параллельно английской и в пятнадцать минут двенадцатого поднимает сигнал « Поворот все вдруг. Атаковать каждому своего противника».
Когда в час пополудни передовые корабли Хьюза открыли огонь по идущим впереди Ванжеру и Артезьену,те немедленно привелись в бейдевинд , на что получили сигнал Сюффрена требующий подойти вплотную к противнику . Французы плохо сохраняют свои места в строю, их линия образовала кривую, где в авангарде Артезьен и Ванжер, а в арьергарде Бизар, Аякс и Север находящиеся очень далеко от соответствующих кораблей неприятеля. Сюффрен , хочет решительного боя , Эро и следующий за ним Ориент , спускаются на пистолетный выстрел к Сьюпербу, в половине второго на грот мачте французского флагмана взвился сигнал открыть огонь.


Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 358
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.03.13 18:40. Заголовок: Корабли сближались, ..


В ярком солнечном свете капитан Олмс стоящий на шканцах Монмута , идущего впереди Сьюперба, видел блеск эполетов французских офицеров . Корабли приближались ,в ста ярдах они окутались дымом первого бортового залпа и Монмут, вздрагивая от попадавших в него ядер, ответил по 64-пушечному Сфинксу.
– Отлично! – крикнул Мюррей. – Ну-ка зададим им!
Перебитые а начале боя брасы на Эро ,помешали ему остаться возле Сьюперба,. не сумев своевременно обстенить марсель, французкий флагман прошел вперед и удержался только на траверзе Монмута.
Наполеон раньше никогда не обращал внимания, насколько отрезанной от остального корабля может быть нижняя батарейная палуба, сейчас же его охватили мрачные мысли и предчувствия.
Дым выстрелов окутывал борт Монмута, казалось время, ускорилось, грохот бортовых залпов не смолкал ни на минуту, перекрывая треск ломающегося дерева, вопли и крики раненых. Место Эро рядом со Сьюпербом было немедленно занято Ориентом , поддержанным 64- пушечным Брийяном. Сьюперб и Монмут выдерживали сосредоточенный огонь сначала трех, потом четырех и пяти французских кораблей. Щурясь сквозь дым, Наполеон видел , что флагман Сюффрена тоже не избежал повреждений, шахматный порядок пушечных портов нарушался полудюжиной свежих зияющих дыр.
– Стреляйте, парни! Стреляйте, как зарядите! – кричал Кеньон.
Грохот пушечного залпа Эро затерялся в грохоте выстрелов сотрясавших Монмут. Наполеона отшвырнуло от пушки, оглушенный и контуженный, он оказался распростерт на чьем-то безжизненном теле, пытаясь втянуть воздух в легкие .


Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 359
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.03.13 18:30. Заголовок: Грохот мешал сос..


Грохот мешал сосредоточиться,с усилием приподнявшись кашляя и отплевываясь, Наполеон сел и с облегчением понял, что остался цел. Ствол орудия слетел со станка, рядом на набрызганной кровью палубе, лежал погибший расчет, а ближайшую пушку обслуживали всего трое. Мичман почувствовал тошноту и понял, что только немедленная деятельность, сможет побороть это ощущение. Стрельба не прекращалась, Бонапарт продолжал выкрикивать команды , с удовольствием замечая, как летят обломки после попаданий орудий его плутонга.
В три часа пополудни сверху донесся оглушительный треск, перекрывший даже звуки канонады, лопнули бизань-ванты, мачта накренилась к правому борту и рухнула сметая девятифунтовку на шканцах. Флаг тут же вновь подняли на грот-мачте, но через несколько минут сбитая ядрами неприятеля, она надломилась и полетела за борт вместе с оснасткой. Вторичное отсутствие флага, а корабль уже почти два часа сражался с Эро в упор, могло быть расценено остальными в том смысле, что Монмут сдался.
- Прибить флаг к мачте, - скомандовал Олмс, пришедший в ярость от мысли, что так может подумать и его шестнадцатилетний сын, сражающийся на Съюпербе.
Тим Осборн с молотком поднялся на то, что осталось от бизань-мачты, прибив гвоздями флаг намертво туда, где он был виден всей
эскадре. Монмут был в отчаянном положении, грот-мачта образовала плавучий якорь и таща за собой сломанный рангоут, корабль вышел из линии под ветер. Паруса закрывали левый борт, теперь пушки не могли стрелять в результате Монмуту пришлось выдерживать ураганный огонь. В ответ, с переходного мостика морские пехотинцы стреляли по палубе Эро из мушкетов. Капитана Олмса раненого двумя осколками в лицо отнесли вниз, помимо первого лейтенанта Джорджа Мюррея, мастера Тэтлока и капитана морской пехоты Пирса, каждый второй человек на палубе был убит или ранен.
На трапе нижней батарейной палубы появился посыльный.
- Мистер Мюррей почтительно просит у вас несколько человек орудийной прислуги. C мичманом, сэр! –закричал он.




Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 360
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.03.13 20:27. Заголовок: Посыльный исчез, Кен..


Посыльный исчез, Кеньон несколько секунд смотрел на Бонапарта, блеснув оскаленными в улыбке зубами
- Что же, вам сейчас понадобится очень много удачи и везения, но это хороший шанс для продвижения
- Я сделаю все, сэр, и благодарю вас!
Сьюперб поспешил на помощь Монмуту,тут же оказавшись под сосредоточенным огнем Эро, Ориента и Брийяна,В 3:40 пополудни, опасаясь сближения с побережьем усеянным рифами, Хьюз повернул свои корабли на левый галс. Сюффрен тоже поворачивает , любой ценой желая завладеть беспомощно дрейфующим Монмутом. остающимся между двумя боевыми линиями.Расщепленные доски палубы устилали мертвые тела, штурвал был сбит, фальшборты зияли проломами. На шкафуте Мюррей, в пробитой пулями треуголке, и несколько матросов рубили топорами такелаж грот-мачты. Увидев Наполеона , первый лейтенант хмыкнул, потом бросил через плечо,
- Бонапарт, направьте своих парней принять буксир!
- Есть, сэр!
Ошалевший от увиденного мичман бросился исполнять приказание. Чарлз Вуд на 74- пушечным Герое, несмотря на огонь ф ранцузских кораблей сближается с Монмутом вплотную, обращая в щепы часть обшивки гакаборта его утлегарем . Кругом гибли люди, до врага было меньше ружейного выстрела, но на баке кипела работа, четырехдюймовый трос был выбран полностью. Рядом с Бонапартом пораженная ядром пушка отозвалось звоном, было жизненно важно успеть закрепить буксир
- Тяни! -возбужденно закричал Наполеон.
Разрубив последний грота-штаг, Мюррей вытер лоб, посмотрев на фок-мачту, вокруг которой Наполеон и матросы обвязали канат. Монмут вздрогнул и начал разворачиваться.

Спасибо: 0 
Профиль
von Echenbach
постоянный участник




Сообщение: 1284
Зарегистрирован: 22.03.10
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.03.13 08:39. Заголовок: Противоречия творчес..


Противоречия творчества и читательства: неспешное повествование, приносящее удовольствие, и - желание поскорее узнать: а что дальше будет? :-)

Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 361
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.03.13 08:03. Заголовок: В этот момент сзади..


В этот момент сзади раздался вопль - Сэр, глядите на Ориент!
74-пушечного француза охватил огонь, весь подветренный борт окутался облаком дыма, с прорывавшимися языками пламени нешуточного пожара, сносимого в сторону англичан. Лицо первого лейтенанта осветилось улыбкой.
- Мы сделали это, парни! Бог мой, мы сделали это!
Медленно, очень медленно Герой вытащил израненный корабль из опасной зоны. В конце концов, собрав марсовых и отозвав матросов от пушек, Мюррей подняв остатки парусов на фок-мачте, разместил Монмут с подветренной стороны английской линии.
— Мистер Бонапарт, — сказал первый лейтенант, — ступайте вниз и узнайте о потерях.
Осборн лежал в мичманской каюте,сильная лихорадка не давала ему уснуть.
— Ты как,Тим?-спросил Бонапарт.
— Я и сам не знаю,принеси мне немного воды.
Наполеон придерживая ему голову, помог напиться из кружки.
— Куда ты ранен?
— Кажется,в бок. Я прибил флаг,потом что-то ударило меня, после этого ничего не помню.
— Ну, по крайней мере, ты живой..
Поднявшись наверх Бонапарт доложил о числе убитых и раненых, Мюррей нахмурился, но не сказал ни слова.
В 17:30 Эро, лишившись фок-мачты, становится неуправляемым, и Сюффрен переходит на Аякс. К этому моменту Монмут потерял 45 убитыми и 102 ранеными, из фактически находившихся на нем чуть больше 400 человек. Потери Сьюперба составили 59 убитыми, в том числе лейтенант Олмс, старший сын капитана Монмута и 96 ранеными. Начинает темнеть , в 17:40 обе эскадры на мелководье и в 18:00 Хьюз становиться на якорь. Сюффрен упорствует , но после того как Аякс задевает килем дно , вынужден сделать то же самое в 18:30. Ночью внезапно налетел шторм, у Хьюза, как и у Сюффрена, теперь одна забота, спасать от гибели свои корабли. К утру 13 апреля шторм стихает.



Англичане потеряли 137 человек убитыми и 430 ранеными на одиннадцати кораблях, из этого числа на Сьюперб и Монмут пришлось 53% всех потерь эскадры. Эти потери были гораздо тяжелее по отношению к их размерам, чем выпавшие на долю
головных кораблей в будущем сражении при Трафальгаре. Два наиболее поврежденных французских корабля – Эро и Сфинкс,потеряли каждый лишь две трети потерь британской пары, и были соответственно меньше повреждены корпуса и оснастки.Противники стоят недалеко друг от друга, экипажи не покладая рук три дня ремонтируют корабли.
Запись в бортовом журнале Эро сделанная флаг-капитаном Муассаком
«Завтра или послезавтра, вероятно, состоится новая схватка с
англичанами. У нас тогда не останется ни мачт, ни такелажа, ни пороха, ни ядер. Трудно представить себе, что будет дальше. Эскадра приведена в относительный порядок, но дно здесь ненадежное, до берега каких-нибудь два лье. Англичане от нас на расстоянии «полутора пушечных выстрелов». Нигде и никогда не было видано такой мешанины. Наши потери примерно пятьсот человек. Из них половина убитые или умирающие…»



Спасибо: 1 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 363
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.03.13 06:20. Заголовок: Из письма шефа д'..


Из письма шефа д'эскадр Сюффрена губернатору Иль-де-Франс месье де Суйяку.
«Ничто не огорчает меня так, как ежедневная убыль людей, и невозможность восполнить экипажи…»
Из письма шефа д'эскадр Сюффрена морскому министру де Кастри.
«Не могу сейчас входить в детали, но если не заменить пять или шесть капитанов, то есть каждого второго, то успеха нам не видать, упущены будут все возможности».
Неопытность и малодушие капитанов особенно тревожит Сюффрена, не сумевшего добиться решающей победы , новая атака может обернуться катастрофой. 17 апреля он дает команду сниматься с якорей, план захвата Тринкомали сорван , и Сюффрен вынужден уйти в Баттикалоа на юго-восточном берегу Цейлона.
Подступы к этому небольшому порту в 60 милях к югу от Тринкомали , охраняет голландская крепость, и он на пять недель становится местом ремонта кораблей Сюффрена. Порт не имеет ни доков, ни арсеналов, выдержанную древесину добывают, выламывая потолочные балки в брошенных домах Баттикалоа. Мачты для линейных кораблей забирают с фрегатов, на фрегаты устанавливают мачты с торговых судов. С провиантом плохо, моряки едят солонину, копчености и муку двухлетней давности, голландцы смогли поставить только несколько волов, кое – что дают охота и рыбная ловля. На эскадре более полутора тысяч больных, жара и испарения способствуют распространению лихорадки, тифа и цинги. Здесь Сюффрена находит фрегат с письмами и новыми инструкциями из Версаля, Людовик XVI требует идти к Иль-де-Франс на соединение с экспедиционным корпусом де Бюсси .
Поставив временные мачты на Монмут, Хьюз ушел в Тринкомали, где в течение шести недель англичане исправляли повреждения на эскадре, а больные были высажены на берег. Джорджа Мюррея перевели на борт флагманского Сьюперба первым лейтенантом, на нем он и принял участие в боях при Негапатаме и Тринкомали. Раненый в последнем, Мюррей будет назначен пост-капитаном 22-пушечного бывшего испанского капера Сан Карлос в октябре 1782 года. Став первым лейтенантом Монмута, Кеньон не оставался без дела, взамен фальшивых грот и бизань мачт ставили новые из запасного рангоута нескольких кораблей , очищали палубы закопченные порохом и залитые кровью, меняли такелаж и паруса.
Монмут стоял в гавани уже несколько недель, Бонапарт нес вахту на подветренной стороне шканцев, по трапу взбежал Беккет , широким жестом снял шляпу и поклонился.






Спасибо: 0 
Профиль
von Echenbach
постоянный участник




Сообщение: 1293
Зарегистрирован: 22.03.10
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.04.13 21:40. Заголовок: "Третье сражение..


"Третье сражение" мне понравилось. Как раз в процессе изготовление кораблики парусные. Проблема с мачтами и реями - не выдерживают нагрузок при перемещении. А на пластик переходить пока нет желания.

Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 368
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.13 06:08. Заголовок: Ввиду полного отсутс..


Ввиду полного отсутствия у посещающих , кроме ув.von Echenbach, желания участвовать в обсуждении, не вижу смысла продолжать выкладывать текст на форуме

Спасибо: 0 
Профиль
GromoBoy
постоянный участник




Сообщение: 480
Зарегистрирован: 21.03.10
Откуда: Россия, Новокузнецк
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.04.13 16:11. Заголовок: Хочется сразу большо..


Хочется сразу большой кусок, с неким логически завершённым действом А вообще, на какой формат рассчитано повествование? Повесть, роман?


Нехай буде Флот!
Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 369
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.13 06:32. Заголовок: GromoBoy пишет: на ..


GromoBoy пишет:

 цитата:
на какой формат рассчитано


а не замахнуться ли на Вильяма нашего Шекспира (с)

Спасибо: 0 
Профиль
GromoBoy
постоянный участник




Сообщение: 481
Зарегистрирован: 21.03.10
Откуда: Россия, Новокузнецк
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.04.13 08:22. Заголовок: Dampir пишет: а не ..


Dampir пишет:

 цитата:
а не замахнуться ли на Вильяма нашего Шекспира (с)


А замахнитесь


Нехай буде Флот!
Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 372
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.13 21:06. Заголовок: Как оказалось настоя..


Как оказалось настоящая фамилия лейтенанта сменившего Мюррея на КЕВ Монмут- Гаскойн.
мда думал Марриет взял ее для своей книги по реке в Австралии, оказалось что нет


Спасибо: 0 
Профиль
von Echenbach
постоянный участник




Сообщение: 1307
Зарегистрирован: 22.03.10
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.13 15:49. Заголовок: Dampir пишет: насто..


Dampir пишет:

 цитата:
настоящая фамилия лейтенанта сменившего Мюррея на КЕВ Монмут- Гаскойн

Неужто... д'Артаньян?


Спасибо: 0 
Профиль
von Echenbach
постоянный участник




Сообщение: 1325
Зарегистрирован: 22.03.10
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.13 15:56. Заголовок: Ув. Автору - порицан..


Ув. Автору - порицание. За бойкот чтителей, ни в чём не повинных!!!...
Кроме всего прочего - ув. уч. фор. альт. кор. тов. гр. сэру и почтенному ученому (а также пирату - тссс.) У. Дампиру три наряда вне очереди, за нарушение периодичности изложения продолжения!

Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 376
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.13 16:58. Заголовок: так все для народа-..


так все для народа-- был заказ на большой кусок с окончанием- вот как закончу так сразу- ну а кусочки на самиздате

Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 377
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.13 08:16. Заголовок: окончание вышеизложе..


окончание вышеизложенной главы

- Сэр, - начал он, - я принес приветствие нашего капитана Джеймса Олмса и его нижайшую просьбу о присутствии за обедом в четыре часа пополудни.
- Мое почтение мистеру Олмсу, - шляпа Бонапарта закачалась в воздухе, - и передайте, что я нанесу краткий визит.
Олмс всегда приглашал завтракать сигнальных мичманов, стоявших на вахте до полудня. Офицеры и мичманы, по очереди обедали у капитана, но Бонапарт ранее не удостаивался этой чести.
- Я уверен , что капитан будет польщен и передам свои поздравления вместе с вашим великодушным согласием, - Беккет изящно поклонился и, давясь смехом, исчез.
Гибель сына , ранение и болезнь сделали Олмса язвительным и желчным, но за обедом он изображал любезного хозяина.Первый лейтенант Кеньон, второй лейтенант и штурман беседовали на различные темы, Бонапарт и другой младший офицер, молчали и старались не отвлекаться от еды.
- Ваше здоровье, мистер Бонапарт,- сказал Олмс, поднимая бокал.
- Год назад я предоставил вам место волонтера на моем корабле, если и впредь будете прилагать такие же усилия к службе, я совершенно уверен, что скоро оставите всех молодых джентльменов далеко позади. Британия находится в состоянии войны, и я не могу ждать положенные два года, поэтому поздравляю мичманом на жаловании, Бонапарт и думаю, вы понимаете, какие обязанности это накладывает.
- Я не знаю, как мне благодарить вас, сэр, - ответил Наполеон.
- Надеюсь,что вы сделаете блестящую карьеру.
Новые приказы получены Сюффреном с опозданием в три месяца, без учета завоеванных позиций и ему на память приходит письмо морского министра
'... Его Величество считает неразумным определять и утверждать на расстоянии четырех тысяч лье какую-либо конкретную операцию, тем более ее частности. Его Величество ограничивается замечанием графу д'Орву, что решительно не одобряет бездеятельности его эскадры'.
Путь до Иль-де-Франс и обратно занимает четыре месяца, это значит отдать англичанам последние голландцам поселения в Индии и лишиться доверия и поддержки Хайдара Али. Сюффрен собирает капитанов эскадры на борту Эро, он в распахнутой на груди холщовой рубахе с закатанными по локоть рукавами и потертой серой фетровой шляпе. Офицеры-дворяне, осуждая плебейские привычки Сюффрена, явились в синих куртках с золотыми галунами, красными отворотами и обшлагами, в красных жилетах, штанах и шелковых чулках, ни в чем, не желая походить на выслужившихся из низов, носивших целиком синюю униформу. Шагая взад и вперед по кают-компании Сюффрен, заявляет
- Мне нечем вас обрадовать, господа, эскадра остается в Индии. Пока не отберем у англичан Тринкомали, придется довольствоваться торговыми портами Короманделя. Извольте сообщить об этом своим экипажам. Вы свободны, господа. Благодарю вас!
В течение трех дней предшествовавших сражению французы , имея перевес только в один корабль, большую часть времени шли под ветром в значительно растянутом строе. Британия всегда считала атаку неприятельского флота первейшей обязанностью своего адмирала и Хьюз ,не попытавшийся разбить противника по частям, подвергся критике молодых офицеров. Ожидая полного мсправления кораблей эскадры , он остается бездеятельным в течение шести недель.
Нехватка людей, провизии и, особенно, запасного рангоута и такелажа не позволяет Сюффрену немедленно продолжить наступательные действия "Я не имею запасных материалов для исправления такелажа, на эскадре недостает, по крайней мере, двенадцати запасных стеньг". Пользуясь предоставленной ему свободой, Сюффрен открывает действия против британской торговли, пополняя запасы за счет призов. 3-го июня он переходит из Баттикалоа в датский порт Транкебар, между Карикалом и Порто-Ново, где остается на три недели, создавая напряжение на пути движения английских судов между Мадрасом и Тринкомали.Новый повод для негодования своими капитанами Сюффрену дают Артезьен, Сфинкс и два фрегата , отказавшиеся от преследования английского конвоя у Мадраса.
20 июня Сюффрен,с двенадцатью линейными кораблями и четырьмя фрегатами,выходит в Куддалор, для встречи с правителем Майсура Хайдаром Али и командиром экспедиционного отряда бригадиром Дюшменом . Тяжело больной, он отказывается передать командование и продолжает тянуть с захватом ключа к Южной Индии порта Негапатам, заявив, что это не входит в его планы. Все это может лишить французов поддержки единственного союзника в Индии. Приобретая расположение Хайдара Али, Сюффрен передает ему триста,'евших слишком много', пленных англичан. Владетель Майсура охотно обещает поддержку, выделив 1200 человек на пополнение экипажей эскадры и 300 солдат для захвата Негапатама.
Из письма,от 2 июля 1782 года, шефа д'эскадр Сюффрена морскому министру де Кастри.
'Назавтра отправляюсь атаковать англичан Повезет, так возьму Негапатам. Но главная моя цель, как и прежде - Цейлон'.
После полудня 5 июля он появился в виду английской эскадры, из 11 линейных. кораблей и 1 фрегата , стоявшей на якоре у Негапатама. Хьюз вышел туда из Тринкомали 23-го нюня, днем позже того, как Сюффрен достиг Куддалора. Французская линия строится медленно, около 3 часов пополудни она еще формируется, когда внезапно налетевший шквал сносит грот и крюйс-стеньги Аякса, заставляя его выйти из строя. Хьюз, не давая атаковать себя на якорях, выходит в море и всю ночь, выжидая, держится на ветре в двух пушечных выстрелах от противника.
На следующий день обе эскадры идут в боевой линии правым галсом, направляясь на юг-юго-восток при ветре от юго-запада. Потерпевший аварию Аякс капитана Буве, не исправил за ночь своих повреждений, таким образом, число кораблей у сторон одинаковое, по одиннадцать.Сражение у Негапатама, началось незадолго до 11 часов утра, будучи на ветре, Хьюз спускается всей линией - корабль против корабля. Как это обыкновенно бывало при таком способе атаки, арьергард выстроился углом к французам, в результате замыкающие корабли не сближались на короткую. дистанцию и почти не имели потерь.Упорный бой велся в передней части строя, флагманский Сьюперб, будучи шестым в линии, атаковал Эро, идущего пятым, а Эксетер и Герой оказались против передового Фламанда, сильно страдавшего под их огнем. Бриллиант, четвертый корабль французов, получая значительные повреждения от Султана, вышел из линии со сбитой грот-мачтой и постепенно отошел назад под ветер.В час пополудни, когда сражение достигло кульминации и оставалось нерешенным, ветер внезапно повернул на 6 румбов, приведя противников в сильное замешательство.Первоначальный строй распался, основные силы эскадр разъединились, но четыре английских корабля сблизились с двумя французскими. Бриллиант, оставшийся далеко позади, попав под огонь находящихся в арьергарде Вустера и Игла, теряет 47 человек убитыми и 136 ранеными, что более трети его обычного экипажа . Он был спасен приходом на помощь Сюффрена с двумя кораблями, сделавших во исполнение сигнала флагмана поворот через фордевинд в западном направлении.Султан и Барфорд завязали бой с Севером,, оказавшимся под перекрестным огнем. Приказание сдаться, отданное капитаном де Силларом и приведенное в исполнение, было проигнорировано его первым лейтенантом ,открывшим огонь по неприятелю при спущенном флаге. В результате поведение французского корабля свелось к использованию бесчестного приема 'военной хитрости'.
'Султан стал жертвой своего поступка, выдерживая в течение некоторого времени, без ответа со своей стороны, весь огонь неприятеля нанесшего ему большие повреждения'.Эти частные схватки и сближение четырех отделившихся кораблей с врагом, побуждают Хьюза поднять сигнал ' Общая погоня'.Спустя некоторое время приказ отменен, имея повреждения в такелаже и парусах, 'наш флот был совершенно неспособен преследовать " и в 13:30 Хьюз пытается сформировать боевую линию на левом галсе. Около 15:00 французы прекращают бой, обе эскадры параллельными курсами пошли к берегу, в шесть часов вечера англичане встают на якорь у Негопотама, а Сюффрен на 4 мили севернее. Потери у британцев составили 77 убитых, среди них флаг-капитан Данбар Маклеллан, из 233 раненых на Монмуте оказалось 14 , причем многие умерли, а первый лейтенант Гаскойн получил тяжелую контузию головы. У Сюффрена, чей план захвата Негапатама был сорван 178 убитых и 601 раненых.
На следующий день после боя вице-адмирал Хьюз, согласно международным правилам , потребовал через парламентера, передачи спустившего флаг и сдавшегося линейного корабля Север. Капитан де Силлар полностью скомпрометировал себя в попытке оправдаться.
' Когда капитан де Силлар увидел, что французская эскадра удалялась, так как все корабли, за исключением Бриллианта, легли на другой галс , он посчитал дальнейшее сопротивление бесполезным и приказал спустить флаг. Корабли, сражавшееся с ним, немедленно прекратили свой огонь, и тот, что находился по правому борту, стал уходить, поворачивая через фордевинд. В этот момент Север спустился вправо, и его паруса наполнились. Тогда капитан де Силлар приказал открыть продольный огонь из орудий нижней батареи , единственной, в которой прислуга была еще на своих местах. Затем он присоединился к своей эскадре'
Требование Хьюза не может быть исполнено и Сюффрен объясняет случившееся ошибкой,, но только не постыдным вероломством пирата. По официальной французской версии причиной спуска флага были перебитые фалы, что не было замечено.
Из письма шефа д'эскадр Сюффрена морскому министру де Кастри
'С крайним сожалением сообщаю вам, монсеньор, что вынужден отправить во Францию трех капитанов моей эскадры. Это месье де Силлар - за постыдную попытку спустить флаг на корабле в ходе боя у Негапатама, месье де Маурвиль и граф Форбан - за невыполнение приказов шефа эскадры в трех предыдущих сражениях...Вы, может быть, будете сердиты, монсеньор, на то, что я не прибегнул к строгости раньше; но я прошу вас помнить, что устав не дает этой власти даже офицеру в генеральских чинах, в каковых я не состою.'
Четвертым стал капитан Буве , самовольно покинувший линию в сражении при Негапатаме и отправленный во Францию по состоянию здоровья. Их корабли получают капитаны де Сен-Феликс, Перрье де Сальвер, де Болье и де Бомон.
Позже, ознакомившись с документом. Поданным на подпись морским министром, Людовик ΧVI ужесточит предложенные в нем санкции. де Силлар, не желая предстать перед военным трибуналом, бежал с Иль-де-Франс и умер на чужбине. Де Мурвиль и граф де Форбан были удалены с флота, де Лаландель уволен в отставку без пенсии и капитану де Лапальеру было предложено уйти в отставку.
После сражения британский флот пострадавший более противника в парусах и в рангоуте направился в Мадрас. Там имелся запасный рангоут, тросы, боевые припасы, провизию, и вообще весь необходимый материал, Сюффрен не нашел в Куддалоре ничего. Генеральный комиссар месье де Лони, сообщил о не совсем удачно сложившейся судьбе отправленных из Франции конвоев. Конвой де Суланжа перехвачен англичанами и наполовину уничтожен, де Гишена расшвыряло штормом, а де Пеньи прибыл к Мысу Доброй Надежды в столь плачевном состоянии, что долго не сможет выйти в море.
'Поверьте, непросто это воевать в такой дали от Франции без денег, без арсеналов и морских складов. Тем более что мы прибыли в Индию столь плохо снабженные всем необходимым...'
Смертельно больной бригадир Дюшмен, всё никак не хочет выпускать из рук командования экспедиционным отрядом, а находящийся со своим корпусом уже на Иль-де-Франс, маркиз де Бюсси ждет подкреплений, не спеша взять в свои руки верховное командование французскими сухопутными силами в Индии. Все же он направляет Сюффрену 74-пушечный Иллюстр и 64 пушечный Сан Мишель, с ними транспорты с войсками, боеприпасами и продовольствием, конвой ожидают в ближайшее время в Пуэнт-де-Галле на юго-западном побережье Цейлона
Приводя эскадру в боевое состояние, Сюффрену пришлось совершенно разоружить английские призы, отправить суда в Малаккский пролив за материалами на рангоут и строевой лес, а для починки корпусов кораблей разбирать дома на берегу. 'Несмотря на чрезмерную тучность, Сюффрен обнаруживал горячий пыл юности; он был везде, где шла работа, под его энергичным побуждением самый тяжелый труд выполнялся с невероятною быстротою. Однако офицеры выставляли ему на вид плохое состояние флота и необходимость порта для линейных кораблей, но он возражал на это, что 'до тех пор, пока Тринкомали не будет взят, открытые рейды Коромандельского берега будут исполнять назначение порта'
Уже 18-го июля Сюффрен готов выйти в море, но официальные переговоры с Хайдаром Али задерживают его до 25 июля
Из письма шефа д'эскадр Сюффрена губернатору Иль-де-Франс месье де Суйяку от 31 июля 1782 года.
'Я бы уже отправился в плавание, если бы не эта встреча, необходимая для того, чтобы воспрепятствовать заключению мира между Майсуром и англичанами. Наваб ради того, чтобы встретиться со мной, сделал четыре дневных перехода. Я видел его. Он принял меня великолепно. Мы обо всем договорились. Завтра ухожу к Цейлону. И горячо надеюсь, что вновь схвачусь с Хьюзом лишь после того, как эскадра будет усилена отрядом месье д'Эймара'.
В конце июля британская колониальная администрация принимает решение о необходимости дополнительной отправки европейских войск, грузов и провианта для гарнизона Тринкомали.Поручая выполнение этой задачи капитану Олмсу, сэр Эдвард Хьюз поставил под его командование, только что прибывший к эскадре , 64-пушечный Скипетр капитана Самуэля Грейвза. 5 августа, в гавани Тринкомали, они высадили войска и, разгрузившись, снова ушли в море.
- Паруса справа два румба! - прокричал на рассвете седьмого августа впередсмотрящий. Сменивший с восьмой склянкой лейтенанта Хоупа, Бонапарт схватился за подзорную трубу. Далеко на горизонте, в утренней дымке, виднелись три ...четыре линейных корабля с поднятыми брамселями.
- Разбудить капитана!
На ют поспешно поднялся Олмс.- Что там, мистер Бонапарт?
- Французская эскадра, сэр, идет встречным курсом.
- Распорядитесь поворотом, сигнал на Скипетр , встать под все паруса, - приказал капитан.
Крутая волна плеснула в борт, британцы прибавили хода и Бонапарт перевел взгляд на противника, корабли ложились на курс преследования. Через несколько часов, используя свое наветренное положение, Монмут и Скипетр оторвались от неприятеля, 10 августа они встали на якорь в гавани Мадраса.
- Я с удовольствие информирую ваши Лордства, что задача поставленная капитану Олмсу выполнена полностью в течение десяти дней,-. отметил сэр Эдвард Хьюз в письме Адмиралтейству.
1 августа, погрузив на корабли французские и индийские войска, Сюффрен дал команду сниматься с якорей, войдя 9 августа в порт Баттикалоа, он ожидает подкреплений с Иль-де-Франс. Через три дня Митчелл, капитан английского фрегата Ковентри, преследуя сильно поврежденный в двухчасовой схватке 32 пушечный фрегат Беллона, с изумлением видя на рейде Баттикалоа французскую эскадру с транспортами, пошел с юго-западным муссоном в Мадрас, сообщить Хьюзу о грозящей опасности.
21 августа в Баттикалоа прибывает д'Эймар и два дня спустя Сюффрен выходит к Тринкомали . Переход всего 60 миль, стесненной войсками и транспортами эскадре, нет оснований опасаться быть застигнутой неприятелем. В сумерках 25-го августа французы , обменяашись орудийными залпами с застигнутыми врасплох фортами, прошли в пустынный залив и стали на якоря вне сферы их огня. Ночью на 26-е , ополовинив экипажи, Сюффрен высаживает на берег 2400 человек десанта, 27 и 28-го возведены, вооруженные снятыми с кораблей пушками осадные батареи. . Появись сейчас Хьюз, французская эскадра будет зажата в тиски. Сюффрен отчаянно спешит, открыв 29-го огонь по британским фортам,несмотря на вызвавший большие разрушения интенсивный обстрел,ведущим успешную артиллерийскую дуэль,30-го он предлагает гарнизону Тринкомали сложить оружие 'на аккорд'. В обмен на прекращение сопротивления предлагается возможность, оставляя провиантские склады, пушки и боеприпасы, с военными почестями уйти в Мадрас на французских судах, взяв с собой оговоренное имущество, вооружение и регалии.Оставленный комендантом обеспеченного всем необходимым на шесть месяцев Тринкомали, капитан Бонневе оказался плохим администратором. На фортах устаревшего образца Фредерик и Остенбург, защищённых от настильного огня кораблей, но не навесного обстрела осадных батарей, начались пожары, сказывается дефицит пороха и нехватка воды. Бонневе согласен на переговоры,потраченное неприятелем время и силы на осадные работы оправдывали его в глазах командования, показывая, что предприняты все возможные усилия в защите. Условия капитуляции подписаны к вечеру и 31 августа французский флаг поднят над фортами Тринкомали , этот важнейший порт переходит в руки Сюффрена.


Спасибо: 0 
Профиль
Dampir
постоянный участник




Сообщение: 378
Зарегистрирован: 16.01.12
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.13 17:52. Заголовок: В ночь на 2 сентября..


В ночь на 2 сентября французские фрегаты извещают о появлении на горизонте английской эскадры в семнадцать вымпелов. Вице-адмирал сэр Эдвард Хьюз, осведомленный о эскадре противника, но сомневающийся в намерениях Сюффрена , выходит из Мадраса с двенадцатью линейными кораблями, четырьмя фрегатами и бригом 20-го августа. Встретившись со свежим юго-западным муссоном, он опоздал на два дня, решивших судьбу Тринкомали. На рассвете следующего утра ошеломленный Хьюз видит французские флаги, развевавшиеся на обоих фортах и эскадру Сюффрена в заливе Бэк-бей.
В четыре часа утра,на борту Эро, капитаны дружно убеждают Сюффрена в разумности удовольствоваться достигнутым положением.
- Все это так, господа! Но у Хьюза, оказалось, не семнадцать, а всего двенадцать кораблей. У нас их четырнадцать и поэтому мы атакуем.Имея все основания рассчитывать на уничтожение арьергарда идущего под малыми парусами противника, Сюффрен, введя в боевую линию Консоланте, большой фрегат с 18- фунтовыми пушками, выходит из бухты с береговым ветром от северо-запада. Превосходство в силах над ожидавшим прибытия сильного подкрепления Хьюзом, усиливало его стремление решительным сражением захватить господство над морем.
В полном порядке отходя курсом на юго-восток британцы не намерены уклоняться от боя. Около шести часов до полудня Хьюз поднимает сигнал эскадре, без задержек образовавшей боевую линию, сократить расстояние между кораблями до двух кабельтовых.
По приказу Сюффрена французская эскадра в 8:20 начинает формировать строй пеленга. Хьюз уводит ее от Тринкомали, стараясь лишить противника возможности пользоваться преимуществами наветренного положения и численного превосходства.
' Он все время уходил, не принимая боя, десять или двенадцать раз меняя курс' , к половине двенадцатого Сюффрена раздражен продолжительной погоней , медленно и плохо управляемыми французскими кораблями . 'Иногда они спускались, иногда - приводили к ветру, - позже напишет Хьюз, - без какого-то определенного порядка, как бы не зная, что делать'.
Сюффрен, заменив многих не удовлетворявших его капитанов на молодых и более решительных офицеров, был не тем человеком, чтобы вести корабли осторожно и осмотрительно. Он не верит в желание британского вице-адмирала сражаться, считая его отход проявлением слабости и неуверенности. Хьюз показал свою предусмотрительность искусного моряка, постоянно изменяя курс при сближении, французские корабли оказались не способны держать строй в линии пеленга.Со своей стороны, англичане несколько озадачены кажущейся нерешительностью хорошо знакомого противника, погоня, начавшаяся в восемь утра, настигает их только к двум часам пополудни в двадцати пяти милях к юго-востоку от Тринкомали.
Пытаясь привести, частично построившую к этому времени боевую линию, французскую эскадру в порядок Сюффрен поднимает сигнал за сигналом. Один из приказов требовал, чтобы 64-пушечный Ванжер и 38-пушечный фрегат Консоланте , обойдя британский строй с подветренной стороны, взяли арьергард Хьюза в два огня . Выправляя строй перед атакой, Сюффрен подал сигнал привести к ветру, ошибки его исполнения еще больше ухудшают ситуацию. Спустя тридцать минут, потеряв наконец терпенье , подстегивая отстающие корабли, французский командующий отдал приказ атаковать, а вслед затем, вступить в бой на дистанции пистолетного огня. Все исполняется плохо и медленно, распоряжение о подтверждения сигнала пушечным выстрелом, понято собственным экипажем Сюффрена как приказ начать сражение и флагман дал залп всем бортом. Другие корабли его эскадры немедленно начали стрельбу и, несмотря на преобладание в численности, в результате ошибок и не профессионализма капитанов, сражение развернулось в невыгодных для французов условиях. Семь их кораблей, повернув слишком рано, образовали нестройную группу несколько впереди и на большом удалении от английского авангарда, в центре образовалась вторая беспорядочная группа, где корабли перекрывали друг, другу сектора обстрела, мешая вести огонь.
В отличие от пришедшего в полное расстройство противника, преднамеренно отступавший под малыми хорошо управляемыми парусами Хьюз, сохранял хорошо согласованный боевой строй. В этих условиях все бремя сражения в центре ложится на флагманский корабль Сюффрена Эро,и следующий за ним 74-пушечный Иллюстр. Между тем в арьергарде Ванжер, при поддержке фрегата Консоланте, яростно напал с наветренной стороны на 64-пушечный Вустер капитана Чарльза Вуда, концевой в британской линии. Из-за легкости ветра его корабль, не лучший ходок во флоте, отстал от идущего впереди Монмута.
- Мистер Гаскойн, - приказал Олмс, - поворот фордевинд. Эти французы явно намерены отрезать Вуда, нужно дать ему возможность приблизиться.
Капитан Олмс. решительный и смелый человек, вывел из боевой линии Монмут, кренящийся на бакборт под действием громады парусов, и лег на обратный курс . Нацеленный на перехват Вустера противник, теперь поворачивал последовательно, корабли осыпали друг друга ядрами, стоял непрерывный грохот, густая пелена дыма полыхала орудийными выстрелами. Сэр Эдвард Хьюз, заметив маневр Монмута и по достоинству оценив его значение, обладая умом без предрассудков, со всей эскадрой немедленно последовал примеру Олмса.
Ядро одного из залпов пробило корпус Монмута в 9 футах ниже ватерлинии, до командующего нижней орудийной палубой Бонапарта донеслось чваканье помпы, выбрасывавших струйки солёной воды за борт. Течь увеличивалась и вода стала подниматься.
- В льялах фут воды,сэр,- доложил подошедший к нему плотник,- удар пришелся в место, где шпангоуты далеко друг от друга.
- Вы не сможете заделать пробоину?
- Сделаю все, что в силах, сэр .
Мичманы носились вдоль своих плутонгов, помогая одним, подбадривая других, их приказы с рвением выполнялись канонирами, стрелявшими в противника со всей возможной скоростью.
Получивший помощь Вустер соединился с британским арьергардом, перед лицом превосходящих сил, поддерживаемый лишь большим фрегатом, французский 64-пушечный корабль, загоревшись, был вынужден вскоре отступить, пожар распространился по крюйсстеньге и Ванжер вышел из боя.
- Капитан Олмс запрашивает, как идут дела у плотника, мистер Бонапарт, - доложил посыльный.
- Заделать изнутри пробоину пока не получается, вода поднялась до двух с половиной футов хотя и установили третью помпу, четвертую нам не удалось запустить.
Тем временем в центре шел ожесточенный бой, к Эро и Иллюстру несколько позже присоединился 64-пушечный Аякс, вставший впереди флагмана Сюффрена. Эти три французских корабля, почти не поддержанные другими, принимая на себя всю тяжесть борьбы, выдерживали сосредоточенный огонь английской линии.
Запись в бортовом журнале Эро сделанная флаг-капитаном Муассаком
'Время шло, наши три корабля ведя бой на траверзе центра английской эскадры , подвергаясь продольному огню авангарда и арьергарда, несли серьезные потери. Через два часа паруса Эро превратились в лохмотьях; весь его бегучий такелаж был порван, и он не мог больше управляться. Иллюстр утратил свою бизань-мачту и грот-стеньгу'. При всем этом беспорядке французская линия имела разрывы, предоставлявшие большие выгоды для более энергичного противника.'Если бы неприятель повернул тогда оверштаг, то мы были бы отрезаны и, вероятно, уничтожены'.
Три бесперебойно работающие помпы плохо справлялись с водой, хлынувшей в пробоину, наверно, где-то проломило доски. За час она поднялась уже до четырех футов, что грозило гибелью и вызывало тревогу.Вскоре валившихся с ног от усталости матросов у помп сменяли каждые пять минут.
- Мистер Бонапарт прошу вас, прикажите прочистить и зачехлить орудия одного плутонга, всю орудийную прислугу переставить от пушек к помпам. А вы, боцман, возьмите несколько человек, начинайте готовить пластырь из нижнего лиселя и пеньковых очесок, - приказал Олмс.
К его чести едва ли кто мог вести себя лучше, чем экипаж Монмута, сознавая угрожающую опасность работавший и сражавшийся не зная отдыха, воодушевленный примером молодых джентльменов. Когда пластырь был готов, его завели по правым фор-вантам,к всеобщей радости вскоре течь уменьшилась так, что одна помпа стала вполне справляться с поступавшей водой.
В 16:30 пять кораблей французского авангарда приняли активное участие в сражении обрушившись на Эксетер и Изиду, два корабля в начале британской линии.Подвергаясь сильнейшему обстрелу, закрытый стеной всплесков от близкого падения ядер Эксетер был вынужден спуститься под ветер, затем Артезьен, Сен-Мишель и другие корабли сосредоточили свои усилия на Изиде . В 5:30 пополудни ветер неожиданно переменился с юго-запада на восток-юго-восток . Британский адмирал не теряя надежды извлечь все преимущества, предложенные ему этим изменением, повернув на другой галс продолжает борьбу. Именно в этот момент около 6 часов вечера, грот-мачта на Эро медленно наклонилась к носу, ее брам-стеньга изогнулась под еще большим углом, затем грот-мачта со страшным треском откачнулась к корме и с грохотом рухнула вниз, увлекая за собой фор-стеньгу и бизань-мачту. Сбитый флаг падает в море, путаясь в снастях, на английских кораблях крики
- Он сдался! Сюффрен сдался!
Сквозь облака порохового дыма Хьюз видит как на шканцах Эро, среди путаницы снастей и обломков рангоута, пытаясь сплотить экипаж, мечется и кричит толстяк, в рубашке с закатанными рукавами. 'Я никогда не встречал человека, отважней Сюффрена... С его прибытием к берегам Индии мы лишились сна и отдыха... ' Белоснежный военно-морской флаг Королевства Франции поднят уже не на гафеле, а на правом ноке фор-марса-рея. Оказавшийся в отчаянном положении, Сюффрен приказывает авангарду повернуть последовательно и прийти на помощь центру. На какое-то время ветер заштилел, для буксировки кораблей французам приходится спустить шлюпки обстреливаемые непобежденным Эксетером. Поворачивая через фордевинд, английская эскадра в полном порядке строит боевую линию , возобновляя бой с другого борта. Будучи теперь на ветре авангард Сюффрена, ложится на параллельный курс, проходя между своими искалеченными кораблями центра и линией неприятеля. В 19:30 , с наступлением ночи сражение постепенно затухает, и противники начинают расходиться. Канониры Монмута победно вопя, торопилась последний раз обстрелять врага, силы совершенно оставили Наполеона, он медленно осел на палубу и провалился в полузабытье.
Потеряв надежду отбить Тринкомали, находившийся в распоряжении французов,Хьюз повернул к северу, вынужденный вернуться в Мадрас, где и стал на якорь. Эскадра Сюффрена, ведя на буксирах совершенно беспомощные Эро и Иллюстр, возвращается в Тринкомали. В течение дня оба корабля лишились грот и бизань мачт, фор-стеньга флагмана тоже упала. Адмирал разочарован, пять французских кораблей не участвовали в бою вовсе. По адресу капитанов трех из них Сюффрен напишет 'Плохой, очень плохой, плохой, как всегда'. Французы потеряли в тот день 82 человек убитыми и 255 ранеными, из которых 64 убитых и 178 раненных принадлежали к Эро, Иллюстру и Аяксу.У британцев было 51 убитых и 283 раненых, среди погибших трое заслуженно уважаемых капитанов, молодой перспективный Джеймс Уатт с Султана. Чарльз Вуд с Вустера и достопочтенный Томас Чарльз Ламли с Изиды. Несколько кораблей имели подводные пробоины, наиболее пострадали Эксетер и Вустер, последний потерял грот-мачту.Он же имел наибольшее число жертв на эскадре 56 человек, из команды Монмута двое получили ранения. В донесениях Хьюза нет ни малейших жалоб на его командиров, о павших он говорит в выражениях искренне доброй оценки, о живых часто отзывается с большою похвалой.
Утром 4 сентября на борт Эро прибыли де Тромелэн, де Лаланделль, де Сен-Феликс и Морар де Гай заявить о своем желании 'чувствуя себя нездоровыми' покинуть эскадру.
Из письма шефа д'эскадр Сюффрена морскому министру де Кастри 29 сентября 1782 года
'Я был крайне недоволен ими и отпустил их всех с удовольствием. Но у меня нет людей, которые умели бы управлять кораблями. Сердце мое сокрушено отступничеством, общим предательством. Я вновь упустил возможность уничтожить английскую эскадру. У меня было четырнадцать кораблей, но бой с противником на расстоянии 'пистолетного выстрела' вели лишь Эро, Иллюстр и Аякс. Все остальные оставались далеко в стороне, палили издалека впустую. Все, да все, могли принять участие в сражении, так как у нас было преимущество в ветре, но никто не сделал этого. Ранее многие из капитанов вели себя достойно, бились с противником отважно. Могу объяснить весь этот ужас лишь общим желанием как можно скорей завершить кампанию, отсутствием доброй воли и неумением, если не предположить худшего. Я уже докладывал Вам, что эти офицеры, так долго пробывшие в бездействии на Иль-де-Франс, не являются более ни моряками, ни военными людьми. Не моряками, потому что утратили навыки командования, а их меркантилизм и неподчинение приказам абсолютно несовместимы с воинскими долгом и честью. Вы не можете представить себе всех мелких хитростей, с помощью которых они стараются заставить меня вернуться на Иль-де-Франс'.
9 сентября твердость духа Сюффрена подверглась тяжелому испытанию, из-за ошибки капитана , сел и погиб на хорошо известном рифе при входе в Тринкомали один из самых мощных кораблей эскадры 74-пушечный Орьян.



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  2 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия